Суббота, 20.04.2024, 16:08
Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS



Разделы
Портфолио
В помощь учителю
Наш класс
Детская организаци
    Творческая лаборат
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях адаптивной образовательной модели.

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях адаптивной образовательной модели.

    Материал из Saratov FIO wiki.

    Авторы: Прилуцкая Светлана Владимировна, учитель начальных классов и Петрова Елена Вячеславовна, учитель начальных классов


    Аннотация:В педагогике на протяжении многих лет неуклонно растет внимание к культурологическим проблемам образования, осознаётся важность духовно-нравственного воспитания, как обязательной неотъемлемой части образования, начиная с начальной школы. Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания является формирование потребности в духовно-нравственном идеале и самосовершенствовании, духовно-нравственной деятельности и рефлексии.

     


     «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе 

    одновременно с познанием  первых и важнейших истин.

     В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств»

                                                                                                                  В. Сухомлинский

    В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей. Для того, чтобы воспитать такого человека необходимо сначала сформировать определённые нравственные принципы и поведенческие навыки у ребёнка, умение отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и мудрую адекватную реакцию на проявление всего этого в жизни. Эти и другие духовно-нравственные аспекты воспитания явились основанием для проведения в нашей школе районного научно-практического семинара учителей начальных классов по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях адаптивной образовательной модели». Главная цель проведения семинара – актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания как одного из приоритетных направлений ФГОС НОО второго поколения. В рамках семинара проводились открытые уроки по литературному чтению и основам православной культуры, бинарный урок музыки и окружающего мира, воспитательные классные часы, праздники, заседание кружка «Юный краевед», мозговой штурм.

    Как научить чуткости, нравственной самостоятельности? Как научить видеть, где добро, где зло? Как помочь уйти от зла и от духовно-нравственного разложения, которые столь открыто и агрессивно угрожают нам и нашим детям? В поисках ответов на эти вопросы появилась идея проведения с учащимися 2 класса воспитательного классного часа «Дом Доброты», проведённого в рамках семинара в форме педагогической мастерской с использованием игровых (технологий имитационного моделирования) и коммуникативно-исследовательских технологий.

    Эпиграфом классного часа стали слова: Добрые слова – корни, Добрые мысли – цветы, Добрые дела – плоды, Добрые сердца – сады.

    Чтобы построить Дом Доброты, ученики должны были выполнить задания: вспомнить и назвать выражения со словом «добрый»; выбрать пять добрых дел; обсудить в группах предложенные ситуации и объяснить, в чем дети были не правы; собрать «рассыпанные» пословицы о доброте; из предложенных слов выбрать только те, которые относятся к добрым людям. Каждое выполненное задание – очередная ступенька к Дому Доброты. Во время разговора о добрых делах и поступках ребята вспомнили, какие добрые дела они уже успели сделать в этом учебном году. Это участие в акциях «Детский орден милосердия» и «Подари жизнь старинным вещам», оказание помощи пострадавшим от пожаров, долгосрочный проект «Украсим школу цветами», уход за питомцами из живого уголка природы, сбор «золотого» урожая (уборка осенних листьев), трудовая операция «Самый чистый класс», ремонт книг из школьной библиотеки. И это только начало! А сколько еще предстоит сделать! В заключении классного часа на фазе рефлексии дети играли в игру. Становились в круг и, передавая друг другу мяч, говорили, что они чувствуют в Доме Доброты. Например: «В Доме Доброты я чувствую…» Чаще других звучали слова: любовь, понимание, сострадание, забота. Говорят, что если есть в человеке доброта, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться уже сегодня. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств», - говорил великий русский педагог В.Сухомлинский.

    Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. В нашей школе кружок по краеведению ведется уже второй год. Целью курса является воспитание патриотизма, формирование чувства любви к родине, пробуждение познавательного интереса к изучению родного края; формирование осознанного отношения к сохранению исторического и культурного наследия, уважения традиций предков, а также воспитание экологически грамотного и культурного поведения в природе. В рамках научно-практического семинара состоялось очередное заседание кружка «Юный краевед». Во время путешествия в прошлое обучающимся предлагается побыть в роли древних предков, представить их жизнь и обычаи, рассмотреть различные проблемно-игровые ситуации. Например: обучающиеся разделены на несколько групп. Им была предложена следующая ситуация: «Наши предки очень часто отправлялись в походы, в лес на охоту, для заготовки дров и т.д. Вы оказались в незнакомой местности. Вам встречается вооруженная группа людей. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит подставить свою спину незнакомым вооруженным людям». Какой выход можно найти из этой ситуации? Конечно, вариантов у ребят было много и разных. Но, посовещавшись, решили, что лучше всего попытаться подружиться. А это значит, положить оружие и протянуть открытые ладони. Показать, что в руках нет оружия. Пустые руки означают, что никому не причинят вреда. Вот так ребята знакомятся с обычаем, пришедшим из глубины веков, - рукопожатием, знаком полного доверия другому человеку. В заключении заседания ребятам предлагается протянуть и пожать друг другу руки в знак благодарности за дружную и плодотворную работу.

    Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества и любви, чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья. Поэтому все учителя начальной школы ведут регулярную работу по наполнению процесса обучения материалом патриотической и духовно-нравственной направленности. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.


    Получено с http://wiki.saripkro.ru/index.php

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: e-v-petrova (13.10.2011)
    Просмотров: 2093 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Поиск по сайту
    Наше время
    Календарь
    Погода
    Музыка ветра
    Японская лирика
    Полезные ссылки
    Бесплатные Флэш-часики и Календарики Гений русской науки Сайт Сайт для детей и родителей
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz