Внедрение инновационных технологий в общеобразовательный процесс. Инновация
в системе образования предполагает введение нового в цели образования;
разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания,
внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку
новых технологий управления школой, ее развития; видение школы как
экспериментальной площадки, когда школа имеет принципиально новую
образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания,
которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты
системы образования.
В
нашей школе можно назвать следующие инновации:
1.Поисково–исследовательский
характер учебной деятельности
2.Координация
учебных дисциплин
3.Использование
проектного метода
4.Индивидуальные
учебные планы в профильной школе
5.Опытно
– экспериментальная работа
В
Балашовском районе есть и другие инновации:
Новые
подходы в системе оценивания
Индивидуальные
образовательные маршруты и ряд др.
Модель
управленческих действий включает:
1)разработку
нормативно-правовой базы
управления инновационным процессом, включающей описание функциональных
обязанностей и механизмов взаимодействия всех звеньев школьной системы;
2)определение
содержания инноваций,
обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных
потенциалов школы, семьи и социальной среды;
3)разработку
научно-методического обеспечения
инновационного процесса;
4)подготовку
педагогических
кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в
инновационном процессе;
5)обновление
структуры внутришкольного управления;
создание инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов,
учащихся, родителей;
6)обновление
материально-технического оснащения
учебно-воспитательного процесса;
7)внедрение
личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников,
направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в
освоении инноваций;
8)реализацию системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и
реализации инновационных идей;
9)осуществление
системы управленческой поддержки
образовательных инициатив и педагогического творчества;
10)внедрение
методики экспертизы инноваций;
11)разработку и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической
деятельности;
12)внедрение
технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе;
13)введение
дополнительных образовательных услуг.
Управление
инновационным процессом осуществляется комплексно и включает следующие аспекты:
1.
работу с педагогическими кадрами,
направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической
деятельности;
2.
работу с учащимися,
предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей
учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;
3.
работу с родителями,
направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе
новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;
4.
совершенствование работы
совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального
использования имеющихся в школе ресурсов (2 компьютерных кабинета)
5.
осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения
образовательных потребностей социума (занятия детей в легкоатлетическом
манеже);
6.
осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;
7.
осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.
В
управлении инновационной работой в школе свою эффективность доказали следующее
методы руководства инновационной деятельностью:
1)методы
создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских
групп, эффективной системы коммуникаций;
2)
методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий
контроль);
3)методы
создания условий для профессионального роста членов педколлектива;
4)методы
регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования
внутришкольной культуры, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса
в достижении целей развития школы.
Из
форм работы можно назвать: обучающие семинары, практические семинары, открытые
уроки, мастер – классы, конкурсы, научно-практические конференции, круглые
столы.
Основой
системы управления в нашей школе
является реализация принципов: 1.Принципа открытости
2. Принципа взаимодействия всех субъектов
образовательного процесса 3.Принципа востребованности
4.Принципа
актуальности
5.Принципа соответствия ресурсам школы
6.Принципа
гипотетической эффективности
Инновационные
приоритетные направления нашей школы:
Совершенствование
структуры образования.
Профильное
обучение и предпрофильная подготовка.
Дошкольное
обучение.
Проектная
деятельность.
Развивающее
обучение.
Экспериментальная
деятельность ведётся постоянно и имеет следующие направления:
-Формирование
инновационного образовательного пространства
-Совершенствование
содержания общего образования
-Здоровьесберегающие
педагогические технологии и психологическая безопасность образовательной среды
-
Внедрение предпрофильной подготовки и профильного обучения (апробация
социологического профиля)
-
Духовно-нравственное воспитание учащихся
-
Внедрение развивающего обучения Л.В.Занкова
-
Совершенствование воспитательной системы
2008-2009
учебном году функционировали (1+2+2)
Региональная
экспериментальная площадка:
1.Внедрение
учебно-методических комплектов (УМК) нового поколения.
«Математика»,
7 класс, авторы Г.К.Муравин, О.В.Муравина.
Муниципальные
экспериментальные площадки:
1.
«Внедрение комплексно – целевой программы «Школа здоровья и развития»
2.
«Внедрение технологий развивающего обучения и воспитания: «Система общего
развития школьника Л.В. Занкова»
Школьные
эксперименты:
1. «Разработка
и экспериментальное исследование адаптивной образовательной модели»
2. «Образование единого воспитательного
пространства при переходе учащихся из начальной в основную школу»
2009-2010
учебном году функционировали (2+1+1)
Региональные
эксперименты
1.«Разработка
и экспериментальное исследование адаптивной образовательной модели «Школа
надежды и поддержки»
2.«Преемственность
в содержании обучения математике между отдельными ступенями средней школы по
учебно-методическому комплекту авторов Г.К.Муравина и О.В.Муравиной» («Математика»,
8 класс, авторы Г.К.Муравин, О.В.Муравина).
Муниципальный
эксперимент
1.«Внедрение
комплексно – целевой программы «Школа здоровья
и развития»
Школьный
эксперимент
1.
«Первоклассный английский язык»
В
2010 – 2011 уч. году функционировали (2+3+1+1)
Региональные
эксперименты
1. «Разработка и экспериментальное
исследование адаптивной образовательной модели»
2.
«Преемственность в содержании обучения математике между отдельными
ступенями средней школы по учебно-методическому комплекту авторов Г.К. Муравина
и О.В. Муравиной»
Муниципальные эксперименты
«Апробация
социологического профиля обучения учащихся
на III
ступени общего образования»
«Внедрение
комплексно – целевой программы «Школа здоровья»
«Внедрение
программы «Основы религиозной культуры и светской этики»
Школьный
эксперимент
«Развитие
детского самоуправления в рамках функционирования школьной детской организации
«Мы – занковцы»
Консультационный
пункт по
развивающему обучению Л.В.Занкова на муниципальном уровне
Повышение
качества образования и эффективности учебно-воспитательного процесса происходит
через осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых
технологий обучения и воспитания.
Педагоги
активно внедряют в практику работы следующие технологии:
1.Проблемное
обучение (решение нравственных проблем)
2.Технологию
развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
(проектное обучение, КСО,ТРИЗ)
3.Обучение
в сотрудничестве
4.
Технологию «Дебаты» (Дискуссия)
5.
Технологию критического мышления.
6.
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации
учебного процесса (дифференцированного обучения, новые информационные
технологии)
7.
Здоровьесберегающие технологии
8.
Игровые технологии
9.
Технологию интегрированного обучения
10.
Технологию портфолио
11.
Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования
материала (модульное обучение)
12.
Технологию педагогической поддержки и сотрудничества.
13.
Интерактивные технологии
14.
Дистанционные (телекоммуникационные) технологии
15.
Лекционно-семинарско-зачетную систему обучения
16.
Витагенное обучение с голографическим методом проекций
17.
Технологию модерации и АМО
С
сентября по январь 2010 года все учителя прошли курсы Сар ИПК и ПРО на базе
нашей школы по теме «Инновационные педагогические технологии в современном
образовании», организованные нашим научным руководителем Турышевым Валентином
Николаевичем. Каждый учитель на своих
уроках применяет элементы всех технологий, зная в совершенстве не менее 4-х
технологий, т.е. владеет веером педагогических технологий.
Нововведенческие
мероприятия стали неотъемлемой частью обычной, нормальной работы
педагогического коллектива. Нельзя вынудить работать на самом высоком уровне.
Хорошо выполненная работа - это чисто добровольный вклад, который вносит каждый
из нас.
«Важно
не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся». А
мы движемся в правильном направлении.
|